Департамент освіти і науки
Кіровоградської обласної
державної адміністрації
КЗ «КОІППО імені Василя
Сухомлинського»
ІІІ етап Всеукраїнської олімпіади
з російської
мови та літератури
2014/2015 н.р.
9 класс
Русский язык
1.
В сказке А.Волкова «Волшебник Изумрудного
города» действуют четыре
волшебницы: Стелла, Бастинда, Виллина и Гингема. Две из них добре, две -злые. Определите, как
зовут тех и других. Почему автор дал своим персонажам такие имена? Какие лингвистические
основания обусловили этот
выбор?( 8 баллов)
2. Слова каких
частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую
часть речи (допустимы любые формы слов). (10
баллов)
3. Расскажите о
видах односоставных предложений, заполнив таблицу (12 баллов):
|
Название
|
Способы выражения сказуемого
|
Примеры
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Литература
1. Сделайте
целостный анализ
стихотворения И. Бунина, ориентируясь на предложенную систему вопросов (20 баллов):
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах – небо
ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от
холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и
молодо.
Белым снегом всё запушено.
И всё утро, яркие и чистые,
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут
серебристые
Хризантемы на моём окне.
Вопросы для
анализа текста
1. Титул
(название текста, если оно есть).
2. Основной
пафос произведения (основная идея, главная мысль).
3. Композиция и
структура текста.
4. Персонажи
произведения.
5. Лирический
герой (образ автора).
6. Способ
ритмизации текста.
7. Поэтические
тропы (образность текста).
8. Элементы
звукописи (аллитерация, ассонанс и др.).
9. Какие
ассоциации вызывает у вас данный текст? Какие литературные и культурные
традиции в нём реализованы?
2.Сравните
образ Тараса Бульбы и образ Ильи Муромца, что общего у этих героев?
(1 страница, 10 баллов).
3. Назовите литературных героев и автора по их
высказываниям (6 баллов):
А) «Так вот она, Сечь! Вот то
гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на
всю Украйну!».
Б) « И примешь ты смерть
от коня свого».
В) « Отвели мне участок в шесть соток
неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь
сложилась бы иначе…».
Всего 66 баллов.
Желаем успехов!
Департамент освіти і науки
Кіровоградської обласної
державної адміністрації
КЗ «КОІППО
імені Василя Сухомлинського»
ІІІ етап Всеукраїнської
олімпіади з російської мови та літератури
2014/2015
н.р.
10 класс
Русский язык
1.
Выполните задание (10 баллов).
В текстах на русском языке встречаются сокращения
типа млн,
мрд,вт, гц,тчк, зпт. Что они обозначают? Почему в них используются
именно согласные буквы, а не гласные?
2.
Выполните задание (6 баллов).
Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки
используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:
1) «Птицы одинакового оперенья держатся
вместе»;
2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;
3) «У него ещё за ушами не просохло»;
4) «Для каждой собаки наступит её день»;
5) «Не стоит пороха и дроби»;
6) «Чёрная овца в семье».
3. Выполните задание (5 баллов).
Составьте сложноподчинённое предложение, состоящее из
главной и придаточной части со
значением условия, придаточная часть расположена перед главной. (2 б.) Сделайте
его полный синтаксический разбор. (3 б.)
4. Прочитайте слова: околица, океан, окно, окинуть, окулист.
Какое (какие) из этих слов образовано от славянского слова око? Ответ аргументируйте. Укажите, от
каких слов образованы другие слова. (6 баллов).
Литература
1. Расскажите
об особенностях развития и жанровых разновидностях европейского романа в ХIХ веке.
Приведите примеры авторов и названия их произведений.
(20
баллов).
2.Сделайте целостный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»,
ориентируясь на предложенную систему
вопросов (20 баллов):
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк
иссохший, чуть живой
От
глада, жажды и страданья.
Куска
лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С
слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты
навек тобою! (1830)
Вопросы для
анализа текста
1. Титул
(название текста, если оно есть).
2. Основной
пафос произведения (основная идея, главная мысль).
3. Композиция и
структура текста.
4. Персонажи
произведения.
5. Лирический
герой (образ автора).
6. Способ
ритмизации текста.
7. Поэтические
тропы (образность текста).
8. Элементы
звукописи (аллитерация, ассонанс и др.).
9. Какие
ассоциации вызывает у вас данный текст? Какие литературные и культурные
традиции в нём реализованы?
Всего 67
баллов.
Желаем успехов!
Департамент освіти і науки
Кіровоградської обласної
державної адміністрації
КЗ «КОІППО
імені Василя Сухомлинського»
ІІІ етап
Всеукраїнської олімпіади з російської мови та
літератури
2014/2015н.р.
11 класс
Русский язык
1. Задание (8 баллов).
М. В. Ломоносов
в «Российской грамматике» упоминает восемь пунктуационных знаков. Названия
первых четырех не отличаются от современных: запятая, точка, точка с запятой,
вопросительный знак.
Как мы называем сейчас
ломоносовские «две точки», «удивительный знак», «вместительный знак» и
«единительный знак»? Перечислите их основные функции. Какой из этих знаков
сегодня не относится к пунктуационным?
2.Задание ( 4 балла).
Почему в слове одиннадцать пишется две буквы н, а в слове двенадцать
одна?
3. Задание ( 12 баллов).
Составьте
сложноподчиненные
предложения четырех видов - сложносочиненное, сложноподчиненное,
сложноподчиненное с несколькими придаточными и бессоюзное (вид укажите,
расставьте знаки препинания и составьте схемы)
с главным:
Надо
было готовиться к
ночлегу,...
Литература
1.Сделайте целостный анализ стихотворения А.Тарковского «Григорий
Сковорода», ориентируясь на предложенную систему вопросов (20 баллов):
Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в
мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.
Жил в сродстве горделивый смиренник
С древней книгою книг, ибо это
Правдолюбия истинный ценник
И душа сотворенного света.
Есть в природе притин своеволью:
Степь течёт оксамитом под ноги,
Присыпает сивашскою солью
Чёрствый хлеб на чумацкой дороге,
Птицы молятся, верные вере,
Тихо светят речистые речки,
Домовитые малые звери
По-над норами встали, как свечки.
Но и сквозь обольщения мира,
Из-за литер его Алфавита,
Брезжит небо синее сапфира,
Крыльям разума настежь открыто.
Вопросы для анализа текста
1. Титул
(название текста, если оно есть).
2. Основной
пафос произведения (основная идея, главная мысль).
3. Композиция и
структура текста.
4. Персонажи
произведения.
5. Лирический
герой (образ автора).
6. Способ
ритмизации текста.
7. Поэтические
тропы (образность текста).
8. Элементы
звукописи (аллитерация, ассонанс и др.).
9. Какие
ассоциации вызывает у вас данный текст? Какие литературные и культурные
традиции в нём реализованы?
2. Выберите
правильную последовательность смены одного литературного направления другим. Назовите
примеры произведений, относящихся к каждому из данных направлений (7 баллов).
а)
сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм;
б)
модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм;
в)
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
г)
реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм.
3 . Если бы в мире существовал город Серебряного века русской поэзии, кем бы вы его населили? Дайте
названия улицам, площадям, установите памятники, выбор свой аргументируйте. Для рассказа выберите
оригинальную форму (до 1,5 страниц, 15 баллов).
Всего 66 баллов.
Желаем успехов!
Немає коментарів:
Дописати коментар